Мы используем файлы cookie для обеспечения наилучшего взаимодействия с сайтом.
управление платежеспособнсотью

Основные причины кассовых разрывов

Автор: Виктор Кофтанюк, 20 декабря 2022 года
Реализуя проекты, целью которых является вывод бизнеса из финансового кризиса и восстановление платежеспособности, мы часто выявляем одни и те же ошибки, которые делают предприниматели и руководители. К сожалению, мы постоянно наступаем на одни и те же грабли.

Чтобы успешно управлять денежным потоком, нужно избегать следующих ошибок:
  1. Самообман в части текущего финансового состояния предприятия, бизнеса, проекта, продуктовой группы. Самообман основан на применении методов и как следствие показателей, которые вводят в заблуждение и не раскрывают истинное финансовое положение; В итоге выстраиваются стратегии и практики влекущие финансовые потери и кассовые разрывы.
  2. Рассматривание прогнозируемых денежных поступлений, как свершившийся факт. Как следствие принятие финансовых решений с учетом предполагаемых свершившихся будущих денежных поступлений.
  3. Нельзя управлять ДДС по "котловой" схеме "общий объем поступлений минус общий объем оттоков ДС". Необходимо разделять денежные потоки по ключевым аналитикам прямо связанных с результативностью бизнеса. Необходимо разделять денежные потоки по видам деятельности: операционные потоки (СFO), финансовые потоки (СFF) и инвестиционные потоки (СFI). В рамках CFO желательно выделять денежные потоки по продуктовым группам или проектам.
  4. Нельзя рассматривать остаток денежных средств на текущею дату, как финансовый результат деятельности Бизнеса! Грубая ошибка! И эта практика существует!
  5. Нельзя осуществлять внутригрупповое финансирование, то есть брать деньги из одного бизнес-направления и финансировать другое бизнес-направление, если нет понимания и определенности в части возвратности денежных средств по срокам и доходности объекту финансирования.
  6. Нельзя входить в инвестиционные проекты, когда рентабельность вложенного капитала в проект (%) меньше стоимости привлекаемых денежных средств (%).
  7. Требуется отдельная экспертиза в случаях когда при запуске инвестиционных проектов объем CFO ниже нуля;
  8. Акцепт заявок на платежи и инвестиционные затраты необходимо осуществлять при наличии прогноза или расчета денежных потоков как минимум на три месяца вперед (период прогноза зависит от характеристик бизнеса).
  9. Отсутствие финансовой политики, т.е. правил, принципов, показателей, индикаторов и ковенант которые необходимо соблюдать, что бы обеспечить финансовую безопасность предприятия;
  10. Отсутствие безопасной дивидендной политики:
- Нельзя выплачивать дивиденды, если собственный оборотный капитал меньше нуля.
- Нельзя делать выплаты "дивидендов" из выручки от поступлений денежных средств. Выручка не является показателем результативности Бизнеса; Остатки на счета не являются показателями результативности бизнеса;
- Нельзя начислять и выплачивать дивиденды при наличии CFO меньше нуля по факту, прогнозу.
- В рамках финансовой политики, необходимо разработать дивидендную политику, в которой объем выплат привязан к объему денежного потока на собственников в прогнозном периоде. Период определяется индивидуально! Внимание: Объем чистой прибыли с юридической точки зрения может являться основанием начисления дивидендов, с финансовой точки зрения, может привести к необратимым финансовым потерям!
- Нельзя забирать деньги на личные нужды из кредитных средств- для частного бизнеса.
-Всегда нужно видеть объем чистых активов (ЧА), это разница между объемом активов и пассивов (без собственного капитала). Критерий: ЧА > 0. Если наступает момент ЧА < 0, называется "Дата объективного банкротства". Дивиденды выплачивать, когда ЧА < 0 нельзя!